Мусульманские праздники

Мечеть “Рашида”
Мусульманские праздники
Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама: веру в единство и единственность Аллаха — Его вечность, справедливость и всемогущество; веру в предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков, и, прежде всего, Пророка Мухаммеда; веру в священность Корана; веру в воскресение мертвых в Судный день.

Порицание исламом чрезмерности в известной степени определило и небольшое число праздников, а также скромность их проведения. В традиции ислама каноническими считаются только два праздника: Ид аль-адха (Курбан-байрам) — Праздник жертвоприношения и Ид аль-фитр (Ураза-байрам) — Праздник окончания поста месяца рамадан. Остальные праздники не являются каноническими и отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью Пророка Мухаммеда, священной историей и историей ислама. Еженедельным праздничным днем мусульман является пятница (араб. яум аль-джума — «день собраний»), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть чтобы совместно совершить полуденную молитву (зухр) и выслушать проповедь имама (хутба).

Даты мусульманских праздников и памятных событий определяются по новолуниям и имеют следующую календарную последовательность:

МУХАРРАМ
Новый год
Ашура

Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1 мухаррама наступает Новый год по лунному календарю, этот месяц считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьей и близкими. Эта дата — 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю — считается началом мусульманской эры и поэтому месяц мухаррам так почитается мусульманами.

Из всех дней месяца мухаррам выделяется десятый день — Ашура (арам. «десять»), который почитается особо: по преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «о люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама». В традиции иудаизма в десятый день месяца мухаррам (месяц тишрей по еврейскому календарю) еще задолго до появления ислама стал соблюдаться пост и отмечаться Йом-Кипур — День Искупления, когда совершается покаяние и приносится жертвоприношение за содеянные грехи.

В мусульманской традиции день Ашуры посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции — Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея) и началу его пророческого служения (Коран 28:6-37). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда

Во времена династии Омейядов (661-750) в день Ашуры мусульмане одевались в новые и нарядные одежды, веселились и устраивали праздничное угощение.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 г. по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн — младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей». После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение.

В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления (та-зийа), воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур — печь, куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих (десте), которые несут черные знамена (бераг); некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая — «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней — поэтому их даже собирают в особые сосуды — слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников (роузехани).

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Траурные дни длятся 29 дней, но часто траур соблюдается и в следующем месяце — сафаре. Существует традиция обновлять в эти дни посуду и другую домашнюю утварь. В период мухаррама считается богоугодным купить мухр — прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли (Кербелы или Мекки); на этих таблетках пишутся изречения из Корана и наносится красивый орнамент.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

РАБИ АЛЬ-АВВАЛЬ

День рождения Пророка Мухаммеда — Маулид ан-наби (Мавлид)

День рождения Пророка Мухаммеда отмечается в 12-й день месяца Раби аль-авваль. В знаменитом труде Ибн Исхака (704-767 гг.) «Жизнеописание господина нашего Мухаммеда, посланника Аллаха» приводится следующий рассказ о рождении Пророка: «Утверждают — согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает, — что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха — да благословит его Аллах и приветствует! — рассказывала, что когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: «Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: «поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников», потом назови его Мухаммедом». Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутталиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по прошествии двенадцати ночей с начала месяца раби аль-авваль, первого в год Слона».

«Год Слона», упоминаемый в этом произведении, приходится примерно на 570 год, однако точная дата рождения Пророка Мухаммеда до сих пор не установлена и праздник Маулид ан наби приурочен ко дню его смерти. Это объясняется и тем, что в традиции ислама смерть рассматривается прежде всего как рождение для вечной жизни. (Поэтому дни рождения отмечаются мусульманами либо очень скромно, либо не отмечаются вообще, а даты смерти отмечаются более торжественно).

В первые века ислама этот праздник не отмечался, и был введен в обычай только в 604 г. хиджры (1207 г.), во время правления багдадского халифа ан-Насира из династии Аббасидов.

По случаю Маулида в мечетях совершаются общие молитвы, произносятся торжественные проповеди и декламируются мавлиды — стихотворные славословия Пророку Мухаммеду. В некоторых странах в этот день проводятся процессии и шествия с зажженными фонарями и факелами, во время которых несут изображение матери Пророка — Амины. Бедным по случаю торжества раздается милостыня.

РАДЖАБ

Ночь Даров — Лейлят ар-Рага-иб

Для мусульман месяц раджаб является священным и имеет особое значение: он называется «месяцем Аллаха», «глухим» (ал-асамм) и «проливным» (ал-асабб), поскольку считается, что гнев Аллаха в этот месяц не слышен, а Его милость со щедростью «проливается» на всех людей. В месяц раджаб отмечаются многие события священной истории: вхождение пророка Нуха (Ноя) в ковчег (в 1-й день месяца), чудо перехода Мусой (Моисеем) моря, день прощения Адама, день рождения Ибрагима (Авраама) и день рождения Исы (Иисуса). В различных мусульманских странах (особенно в Египте, Ираке и Йемене) на раджаб приходятся местные праздники. В этот месяц мусульмане стремятся совершить как можно больше благочестивых деяний и считают, что воздаяние за них многократно увеличивается по сравнению с другими месяцами.

По традиции в канун первой пятницы месяца раджаб отмечается Ночь Даров (Лейлят ар-Рага-иб). Праздник посвящен памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рага-иб), а в день праздника собираются в мечети чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, в которой говорится о значении этого события.

Ночь вознесения Пророка Мухаммеда к престолу Аллаха — Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Раджаб-байрам)

Праздник отмечается в ночь с 26 на 27 раджаба и установлен в память о чудесном путешествии Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его восхождении (мирадж) на небеса к Престолу Аллаха. Согласно преданию, это событие произошло с 26 на 27 раджаба 621 года.

В Коране об этом событии упоминается в суре «Аль-Исра» («Перенес ночью»): «Хвала Тому, Кто перенес ночью Свого раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленную, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он — всеслышащий, всевидящий» (Коран, 17:1).

В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь Архангел Джабраил (Гавриил) посетил Пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бараке. Сначала Мухаммед и Джабраил побывали на горе Сина (Сион) и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского Храма. Мухаммед вошел в Храм, где его ожидали Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие пророки и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем — имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммеду два бокала — один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути — ты и народ твой! Вино запрещено для вас». (Запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде).

Затем в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (мирадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью (Иоанна Крестителя) и Ису (Иисуса), на третьем — Юсуфа (Иосифа), на четвертом — Идриса (Еноха), на пятом — Харуна (Аарона), на шестом — Мусу (Моисея); на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам), который показал Мухаммеду рай. Все пророки приветствовали Мухаммеда как брата. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к Престолу Аллаха, то беседовал с Ним, произнеся 99 тысяч слов… Затем Мухаммед был возвращен обратно в Мекку.

Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.

Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В день праздника все посещают мечеть чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную отмечаемому событию.

ШААБАН

Ночь Очищения — Лейлят аль-Бараат

Праздник Ночь Очищения отмечается в 14-й день месяца шаабан и выпадает на ночь полнолуния перед началом рамадана. Как повествует предание, в это время Пророк Мухаммед обычно готовился к рамадану и совершал ночные молитвы. Период с 13 по 15 шаабана называется «белыми ночами (днями)», когда мусульмане соблюдают пост и проводят ночи в бдении и молитвах.

По народному мусульманскому поверью, каждый год в эту ночь происходит «сотрясание дерева жизни», на листьях которого написаны имена всех живущих: считается, что если лист с именем человека упадет, он умрет в течение года. Всевышний сходит на «нижнее небо», чтобы отпустить раскаявшимся грехи и определить дальнейшую судьбу людей — какими будут их средства для жизни и пропитания, кто из смертных будет проклят либо, а кто вознагражден за добродетели.

В день праздника мусульмане посещают мечеть, совершают совместную молитву и слушают проповедь имама, а в домах зажигают свечи и устраивают памятную трапезу. Во многих семьях выпекают хлеб и готовят сладости, которые затем раздают бедным.

15 шаабана считается днем, когда Пророк Мухаммед изменил направление, в котором мусульманин должен встать во время совершения молитвы (ар. кибла), от Иерусалима на Мекку. Раннемусульманское предание рассказывает о том, что первые 16 — 17 месяцев пребывания Пророка в Медине молящиеся обращались лицом к Иерусалиму, но затем Мухаммед изменил направление на Каабу в Мекке, подчеркивая тем самым независимость ислама и его отличие от иудаизма и христианства. С этого момента община мусульман стала называться «ахль аль-кибла валь-джамаа» («люди киблы и согласия»), а ислам считаться самостоятельной религией.

15 шаабана принято посещать могилы родственников и читать заупокойные молитвы.

РАМАДАН

Пост месяца рамадан — Саум (Ураза)

В первый день рамадана начинается пост (ар. саум, перс. руза, тюркск. ураза), который соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т. д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Необходимо напомнить, что в исламе в отличие, например, от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.

Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. (2:181)

По поводу поста в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны — на отсчитанные дни; а кто из вас болеет или в пути, то — число других дней. А тех, которые могут это, — выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, — это лучше для него. А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете. (2:179, 180). В Коране также говорится: «Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи»… (2:183). Как видно, согласно Корану, важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапыать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста.

Вечером, после заката постящийся должен принять легкую пищу — фитур, вторая еда — сахур принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье — благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски.

Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете.

Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве и в течение месяца они должны повторять формулу: «я намерен поститься постом месяца рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего». Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом.

Лейлят аль-кадр — ночь предопределения

Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

Иногда к мусульманским праздникам ошибочно относят Ноуруз (Нооруз, Навруз) — праздник нового года. Его действительно широко отмечают в мусульманском мире, но он не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов. Ноуруз празднуется не по лунному, а по солнечному календарю — в день весеннего равноденствия. Праздник символизирует весеннее пробуждение природы и связан с началом полевых работ. Празднуют Ноуруз очень весело. На улице можно встретить Аму Навруза — дядюшку Навруза в яркой одежде и остроконечной шапке. Он играет на накоре, поет песни, декламирует стихи. Люди ходят друг другу в гости, на улицах и площадях устраиваются массовые народные гуляния, на ярмарках выступают певцы, силачи, канатоходцы.

ШАВВАЛЬ

Праздник разговенья Ид аль-фитр (Ураза-байрам)

Ид аль-фитр или Ураза-байрам — праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику — празднику жертвоприношения.

По окончании поста в первые три дня месяца шавваль радостно отмечается Ид аль-фитр — праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни — так называемое «очищение праздника перерыва». Чтобы обеспечить получение этой подати, богословы ссылаются на особый хадис пророка: «Пост рамазана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни».

В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших.

В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках — намазгах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о «действительности» прохождении поста, дается наставления соблюдать его в будущем. Например, так звучит часть одной проповеди: «Хвала тому, кто обещал верным хранителям поста вход в рай дверью, называемой прохладной, в которую входят только постившиеся во время месяца рамадана… знайте, о верующие, что этим днем оканчивается месяц рамадан, этот почтенный и священный месяц… Ах сколь печальны и огорчены мы тем, что этот месяц кончился… прощай, прощай, о месяц покаяния, прощения и освобождения от огня и ада… Я был очень весел, я дожил до месяца благословенного, но сегодня с глазами, полными слез, я должен сказать себе: о месяц рамадан, прощай! С той минуты как ты имел намерение удалиться, покой оставил меня, скорбь объяла меня… Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы… Несмотря на слабость моего тела, я узрел лик Твой с удовольствием и говорю с печалью:¦Месяц рамадан, прощай!¦…

После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» («Да одобрит Господь старания наши во имя Его»).

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Необходимо отметить, что хотя праздник разговенья и считается малым, но он отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году.

ЗУ-ЛЬ-ХИДЖЖА

Праздник жертвоприношения — Ид аль-адха (Курбан-байрам)

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама (по-арабски — Ибрахима).

Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Хотя, как сказано в Коране, «И завершайте хадж и посещение ради Аллаха» (2:192-196).» Во время хаджа мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времен — совершают обход Каабы, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана — Иблиса, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др., затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо …»(22:37).

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится «…чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!»(20:29). Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», т. е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтоб скрыть от света, так как они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари-курбан). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд — от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка — двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

По материалам Информационного агентства Муслим-пресс

Во имя Аллагьа Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллагьу, Господу миров,

Благословление Аллагьа и Мир Его

посланнику Мухаммеду, его семье и всем

сподвижникам!

Дорогие братья и сестры!

Всевышний Аллагь, выделил некоторые периоды времени, сделав их священными, благостными для рабов Своих. Мусульманские праздники, свещенные месяцы, дни и ночи являются Величайшей Милостью Всевышнего Аллагьа, которой пользуются разумные и упускают глупцы.

Да сделает нас Всевышний Аллагь из тех, кто умело пользуется Его Благами!

В данной брошюре кратко описаны все мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи, их высокочтимость и ценность, даны минимальные знания о них, описаны ритуалы совершаемые в эти дни и ночи.

Составитель брошюры просит и надеется на дуа (молитву) каждого читателя для себя и для всех тех, кто внес вклад в ее составление и издание.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ

МУСУЛЬМАНСКОЕ летосчисление ведется от переселения (переселение — по-арабски «hиджра» — ) пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует) из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка, то есть Мединой. Это переселение было совершено летом 622 года по христианскому летосчислению.

В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 суток, 12 часов, 44 минуты. Это усредненное значение. На самом деле продолжительность лунного месяца колеблется в определенных пределах. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный — 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют 30-летний цикл. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы цикла.

Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1 -го числа месяца Мухаррам.

МЕСЯЦЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ:

1. Мухаррам

2.Сафар.

З.Раби-уль-авваль

4. Раби-ус-Сани или Раби-уль-ахир.

5. Джумад-уль-ула или Джумад-уль-авваль.

6. Джумад-уль-ахир.

7. Раджаб.

8. Ша’бан

9. Рамадан (Рамазан).

10. Шавваль.

11. Зуль-ка’да

12. Зуль-хиджжа

Так как лунный месяц содержит около 29,5 суток, для удобства считают, что нечетные месяцы года имеют по 30 дней, а четные — по 29. А последний месяц — Зуль-хиджжа — имеет в обычные годы 29 дней, в високосные — 30, Такое усредненное деление является условным и не пригодно для более точного определения начала месяца. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому упрощенный подход к определению начала месяца недопустим. Точное начало лунного месяца необходимо определить наблюдением за появлением новой Луны. Но лучше всего информацию о начало месяца разузнать в Духовном управлении или у имамов мечетей.

человек и лунный календарь

Наш календарный месяц, насчитывающий 30-31 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Зато лунный месяц с продолжительностью 29,5дней есть естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причем мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции человека.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воз­действия Луны на оболочку Земли (твердую и жидкую) в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физи­ческие параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д, то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений.

Г. П. МАЛАХОВ.

Целительные силы.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, СВЯЩЕННЫЕ ДНИ И НОЧИ

В ОТЛИЧИИ от светских праздников, придуманных людьми или связанных с какими-либо событиями, мусульманские праздники, священные дни и ночи указаны людям Всевышним Аллагьом через Своего посланника Мухаммада, благословение Аллагьа и мир ему. Мусульмане не отмечают даже даты крупных военных побед, имевших решающее значении для распространения и укрепления Ислама. Поэтому существенно отличаются формы празднования и проведения светских и мусульманских праздников. Если в светском понимании праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселого время препровождения, ритуалов, связанных с коллективным удовлетворением индивидуальных удовольствий, то в мусульманском понимании, праздник — это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной милостью и милосердием нашего Создателя. Это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены (путем взвешивания) с плохими деяниями, возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра, это шанс принятия Всевышним прощения об отпущении грехов, воспользоваться Милостью Всевышнего, который может даже превратить наши прежние плохие деяния в хорошие. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного ‘ибадата (богослужения). Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают садака, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Употребление алкоголя, других одурманивающих, веществ, совершение деяний, запрещенных Исламом, в дни мусульманских праздников является кощунством, осквернением этих праздников, желанием сделать их похожими на светские праздники . Основными праздниками в Исламе являются: ‘Ид аль- Адха или Курбан-байрам и ‘Ид аль-Фитр или Ураза-байрам. Отмечают также священные ночи Лайлат-уль-Кадр, Лайлат-уль-Бараат, Ми’радж; священные дни ‘Арафа, ‘Ашура, священные месяцы Мухаррам, Раджаб, Ша’бан, Рамазан, Зуль хиджжа. Священным днем недели является пятница. Днями, желательными для соблюдения поста, кроме специальных дней и месяцев, являются понедельник и четверг каждой недели и по три дня в начале (1,2 и 3 числа), в середине (13, 14 и 15 числа) и в конце (28, 29 и 30 числа) каждого лунного месяца;

СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА

ПОСТ — это сознательный отказ, во имя Всевышнего Аллагъа, от еды и питья, половых контактов, а также от клеветы, хулы, других дурных деяний в период от начала утреннего рассвета и до захода солнца. Пост, как и намаз, бывает обязательным (фарз) и желательным (суннат). Обязательный (фарз) пост возложен на мусульман в течение месяца Рамазан. Желательным (суннат) является соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль (после завершения Ураза-байрама), в день Арафа (9-е число месяца Зуль-Хиджжа, кроме тех, кто совершают Хаджж), в день Ашура (десятое число месяца Мухаррам), а также в предыдущий и последующий дни (9 и 11-е числа месяца Мухаррам). Также желательно (суннат) соблюдать пост первые десять дней месяцев Мухаррам и Зуль-Хиджжа.

Желательными (суннат) днями недели для соблюдения поста являются понедельник и четверг, желательными числами месяца — 13, 14 и 15, а также 28, 29 и 30 числа (каждого лунного месяца), желательными месяцами — Раджаб и Ша’бан, а также Зуль-Хиджжа и Мухаррам.

Нежелательно соблюдать пост отдельно только в пятницу, только в субботу и только в воскресенье. Запрещено соблюдать пост в день Ураза-байрама (1-го Шавваля) и я дни Курбан-байрама (10,11, 12 и 13 Зуль-Хиджжа).

ПЯТНИЦА является священным днем недели для мусульман. В священном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе». Пятница начинается с заходом солнца накануне и продолжается до захода в пятничный день.

Многократно увеличивая воздаяние за богослужение и добрые деяния в особые периоды времени, Всевышний Аллагь по Своей милости дает рабам Своим возможность перетянуть чашу весов в День Страшного суда в сторону добра. Таким периодом недели является ночь и день пятницы. Согласно хадису Пророка (мир ему), пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (Курбан-байрам, Ураза-байрам, а также день Ашура). Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Все­вышнего в этот день, поэтому в этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллагь сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в пятницу переселил его на Землю, и умер он в пятницу. В течение пятницы существует особый миг, когда Всевышний Аллагь принимает наши молитвы (ду’а — дуг/а), но Аллагь утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались ‘ибадатом, ибо ‘ибадат в этот день высокоценен. Светопреставление также произойдет в пятницу. А попавшие в Рай будут наслаждаться высшим наслаждением — будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллагьа тоже по пятницам.
КАК СЛЕДУЕТ ПРОВЕСТИ
НОЧЬ НАКАНУНЕ

1. Начиная со времени предзакатного намаза (‘аср) в четверг желательно готовиться к Пятнице. В это время принимается и ду’а ( молитва-мольба).

2. В ночь на Пятницу и днем желательно (суннат) читать Сурат-уль-Кахфи.

3. В ночь на Пятницу и днем желательно читать салават в честь Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) не менее 300 раз. В хадисе сказано, что «самым ценным днем является Пятница, в этот день читайте побольше салават в мою честь, ибо это доходит до меня».

4.В пятницу желательно (суннат) соблюдать пост (выразив такой нийят накануне вечером). Но нельзя соблюдать пост только в пятницу, следует поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу.

5. По возможности желательно Пятницу посвятить ахирату (для Того света), чтобы она стала кафаратом (очищением) для других дней.

6. Раздавать садака (садакъа — милостыня), стараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу.

7.С рассвета совершить полное ритуальное купание, постричь волосы (подправить бороду) и ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (лучше новую) парадную одежду.

8. Принять участие в мажлисах (собраниях), где алимы рассказывают о нашей религии.

9. Для дееспособных, свободных и достигших половой зрелости мужчин является фарзом (обязательным) участвовать в коллективной пятничной молитве — Джума-намазе (Салат-уль-джум’а ), если они проживают в населенном пункте, где совершают эту пятничную молитву.

Согласно хадису, того, кто без уважительной причины (болезнь и т.д.) пропустит три Джума-намаэа, причисляют к мунафикам (лицемерам),

Тем, на кого возложен Джума-намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит аэан для пятничной молитвы.

На пятничную молитву лучше отправиться пораньше. Согласно хадису; тот, кто отправится на пятничную молитву в течение первого часа дня, получит воздаяние как за раздачу в виде садака верблюда, кто отправится во втором часу дня — как за быка, в третьем — как за барана, четвертом — как за курицу и в пятом часу — как за яйцо.

Для совершения Джума-намаза суннатом является замять место в первом ряду. Во время, когда имам приступает к хутбе (пятничная проповедь), принимается дуа (молитва), поэтому следует обратить на это особое внимание.

Не следует проходить между плотно сидящими рядами в мечети, если впереди не видно свободного места, ибо это харам (запрещено). Необходимо внимательно слушать проповедь (хутба) и не разговаривать при этом, иначе упустите вознаграждение за Джума — намаз; не следует даже отвечать языком (знаками можно) тому, кто в это время разговаривает с вами. После пятничной молитвы по семь раз читают суры Фатиха , «Ихлас», «Фалак» и «Нас».

Начинать путешествие (отправляться куда-либо) с рассвета пятничного дня запрещено, если нет возможности по дороге где-нибудь совершить пятничную молитву.

МЕСЯЦ МУХАРРАМ

МЕСЯЦ МУХАРРАМ является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырех запретных для войн, кровной мести и т.д. месяцев, О высокочтимости месяца Мухаррам много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллагьу. Как мы проведем этот первый месяц года, так и пройдет весь год. Имам Газали в своей книге «ИхIяъ» пишет, что если провести месяц Мухаррам в богослужении, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Имам Навави (да будет доволен им Аллагь) в своей кйиге «Заваиду рравза» пишет: «Из всех высокочтимых месяцев Мухаррам является лучшим для поста». Об этом говорит и достоверный хадис, переданный Муслимом: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам. В другом хадисе, переданном Табрани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздается как за 30 постов». Согласно еще одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам — месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния.

Курамухаммад хаджи Рамазанов,

алим, заместитель Муфтии Дагестана.

Молитва, читаемая в первый день года

Бисмяллапьи ррахмани ррахим. , Ва салла ллягьу гIала саййидинf МухIаммядин ва гIала алигьи ва сахIбигьи ва саллам.

Аллагьумма, витал абадиййул къадимул аввалу, ва гIала фааликал гIазйми, ва жудикал муг!аввалу, ва гьаза’Намуи жадйдун къадакъбала иасъалукал Нисмата фигьи мина шшайт!^нй ва авлийаигьй, ва жунудигьм, вал гiавна Нала гьазигьи ннафсил аммарати биссуи вал иштигьали бима йукъаррибунй илайка зу л фа, йа заль жалали валь икрами, йа архiамц ррахiимйн.

Ва салла ллагьу Нала саййидина Мухiаммадии Инабиййил уммиййи ва Нала’ Алигьи ва сахiбигъй ва саллам.

Перевод:

Во имя Аллагьа Всемилостивого, Милосердного!

Благословение Аллагьа и мир господину нашему Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

О Аллагъ, Ты вечный, не имеющий начала, изначальный. Я опираюсь на Твою великую милость, высокочтимую щедрость, и прошу Тебя оберегать меня от шайтана и его помощников в наступившем году, прошу Твоей помощи а борьбе с плотью (нафс) моей, сильно тяготеющей к плохому, прощу также Твоей помощи, благоприятствования в том, чтобы деяния, приближающие меня к Тебе, стали для меня постоянными.

О Обладатель Величия и Щедрости!

Благословение Аллагьа и мир господину нашему Мухаммаду, общине пророка, а также его семье и сподвижникам!

ДЕНЬ ‘АШУРА

10-й день месяца Мухаррам называют днем ‘Ашура ( от слова «Машара», что означает десять). Месяц Мухаррам является одним из высокочтимых месяцев, священных для мусульман, он высоко оценен в Коране. Ашура же является самым ценным днем месяца Мухаррам,

В день Ашура, а также предыдущий (9 Мухаррам) и следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а.за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний Аллагь даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходятся сотворение Всевышним Аллагьом Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека — Адама, мир ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле все обстоит наоборот — периоды первичны, а небесные тела вторичны).

Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся переселение Адама, мир ему, в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. Далее, на день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя), мир ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, мир ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, мир им; спаслись пророки Ибрахим, мир ему, от огня язычников, Муса, мир ему, и его последователи спаслись от преследования, и утонул фа­раон ; Юнус, мир ему, вышел из чрева рыбы, произошло исцеление от болезней Аюба, мир ему; встретился с сыном Якуб, мир ему; Сулейман, мир ему, стал царем, Юсуф, мир ему, вышел из тюрьмы.

МЕСЯЦ РАБИ-УЛЬ-АВВАЛ

МАВЛИД

МАВЛИД — это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Аввал в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время.

На Мавлиде читают шахадат, истигьфар, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллагьа (да благословит его Аллагь и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом), На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (ди благословит его Аллагь и приветствует), радость милости Всевышнего Аллагьа, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аплагь и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры.

При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллагьа Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка, мир ему, совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин.

Вот некоторые из них:

1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллагь и приветствует), значить и радоваться его рождению велит нам Всевышний Аллагь.

2. Посланник Аллагьа (да Благословит его Аллагь и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллагьа за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аплагь и приветствует) награждал поэтов воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.

4. Мавлид — это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.

5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка, мир ему, о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллагь и приветствует), а тому, кто знает, напоминает об этом еще раз и вызывает переживаний, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллагь и приветствует).

6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, раздача милостыни (садака).

7. Не все, что не делал Посланник (да благословит его Аллагь и приветствуем), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгам хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запретно, но и желательно, хорошо.

МЕСЯЦ РАДЖАБ

МЕСЯЦ РАДЖАБ является первым из трех священных месяцев (Раджаб, Ша ‘бан и Рамазан), являющихся величайшей милостью Всевышнего Аллагьа к Своим рабам.

В этих месяцах вознаграждение за добрые деяния, за ибадат (богослужение) Всевышний Аллагь увеличивает многократно и прощаются грехи искренне раскаявшимся. Таким образом, мусульмане получают возможность перетянуть в сторону добра чашу весов в День Суда. Не воспользоваться этой милостью Всевышнего глупо и недостойно мусульманина.

Один из хадисов Пророка (мир ему) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью» счастливого конца (смерть с Иманом) и спасения от шайтана — уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах».

Согласно другому хадису, воздаяние (награда за добро и наказание за грехи) в месяце Раджаб увеличивается в 70 раз.

Раджаб также является одним из 4-х запретных месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), когда Всевышний запретил войны, конфликты, кровную месть, все грехи.

Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромные вознаграждения и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.

Слово «Раджаб’ содержит три буквы (в арабском алфавите нет гласных букв): «р», означающую «рахмат» ( «Милость Аллагьа), «дж» — «джурмул’абди» — «грехи слуг Аллагьа»), «б»- «бирру ллари таала — «добро Аллагьа Всевышнего»). И Аллагь говорит: «О слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей Милостью и Моим Добром».

В месяце Раджаб впервые Джабраил (мир ему) явился нашему Пророку (да благословит его Аллагь и приветствует). В ночь на 27 Раджаба свершилось чудесное Вознесение.