Версия для печати
История села Татарское Маклаково уходит в глубь веков. Известно, что на землях, где оно расположено, издавна селились чуваши (их фиксировали в этносоставе деревни до XIX в.) и татары (с XIX в. деревня стала моноэтничной). Еще к началу XVII столетия относится конфликтная ситуация, связанная с тем, что татары «самовольно» распоряжались землей в окрестностях деревни Коропово (будущее Русское Маклаково), которая официально принадлежала Печерскому монастырю Нижнего Новгорода. Из-за сложившихся обстоятельств монастырю пришлось закреплять свое право на владение землей (в 1625 г. на то была написана специальная царская грамота). Эта ситуация подтверждает факт расселения татар в интересующей нас местности в начале XVII в.
В середине XVII столетия мусульмане Татарского Маклаково сами без какого-либо указания «сверху» поставили первую в истории села мечеть. Это была скромная деревянная постройка, в которой прихожане собирались на молитвы, отдавая должное Аллаху и отправляя требы своими силами.
Татарское Маклаково росло и богатело. В XVIII в. оно было одним из самых крупных сел мусульманского юга Нижегородчины. Землями в его окрестностях владел боярин Маклаков (часто селение именовали Маклаковка). Село было интересным в этноконфессиональном смысле, поэтому заслужило особое внимание со стороны историков и этнографов прошлого. Так, академик Иван Лепехин, опираясь на результаты экспедиции 1768 г., писал: «В Маклаковке (имеются в виду современные Татарское Маклаково и Русское Маклаково — авт.) живут некрещенные и новокрещенные татары, однако, разделившись, и речка Уранга (Уронга — авт.) полагает между ними предел. Различие веры делает меж ими великое несогласие» . Впоследствии четко выделятся Русское Маклаково (крещенское) и Татарское Маклаково (мусульманское). В 1799 г. в нем было уже две мечети. Причем в них появились первые «указные» имамы: Теймус Сейфуллов (1767 г. р.) и Аббяс Абдряхимов (1778 г. р.). Оба были молоды: Сейфуллову — 32, а Абдряхимову — 21 год. Им суждено было оставаться во главе общины достаточно долго.
В 1806 г. махалля насчитывала более 800 человек (всего было 145 дворов). Шел медленный процесс имущественной дифференциации, постепенно выделялся более зажиточный слой. Косвенно это подтверждается переходом части новокрещен села в купеческое сословие. Так, в начале века (1803 г.), «скопив торговым промыслом» капитал в 2005 рублей, маклаковцы — татары-новокрещены братья Евстифеевы из крестьянского перешли в купеческое сословие («вошли в Нижегородское третьей гильдии купечество»). Тогда же аналогичный переход совершили татары-крещены Ивановы, тоже скопившие торговлей сумму 2005 рублей. Стало быть, логично предположить, что и среди мусульман, не менявших веры, шел процесс выделения более зажиточного слоя.
Община увеличилась по количеству верующих с 1029 человек (520 мужчин и 509 женщин) в 1812 г. до 1492 человек в 1829 г. Муллами продолжали оставаться Т. Сейфуллов и А. Абдряхимов. В 1859 г. их паства составила 2550 человек (1259 мужчин и 1291 женщина) .
Позднее у жителей Татарского Маклаково появляются возможность и желание создать фонд строительства еще одной мечети, что и было сделано в 70-е гг. Во всяком случае, по 1878 г. зафиксировано функционирование трех мечетей. Тогда в махалля насчитывалось 2503 человека (1259 мужчин и 1244 женщины). Их религиозными лидерами были: мулла первой соборной мечети Мухамят Алим Аббясов (с 1862 г.) — скорее всего сын предыдущего муллы Аббяса Абдряхимова, его помощник (второй мулла первой соборной мечети) — Идрис Сафеев; а во второй и третьей соборных мечетях осуществляли религиозные обряды такие священнослужители, как Рязан Салимжафяров (с 1862 г.), Ярмухамет Феткуллин (с 1848 г.), Ильяс Байгулов (с 1859 г.), Юнис Ильясов (с 1871 г.), Хайретдин Алеев (с 1872 г.). Все они, ничего не получая от казны, имели от общины до 50 рублей в год. Кроме мечетей, в их ведении находилось три учебных мусульманских заведения, с числом учащихся в 180 человек . В период между 1878 и 1880 гг. была построена еще одна, четвертая, мечеть , а затем, в сентябре 1895 года, была поставлена пятая соборная мечеть.
К концу XIX в. (в 1898 г.) в селе жило 4530 человек (2341 мужчина и 2189 женщин), а действующих мечетей было уже семь. В первой соборной своему отцу Я. Феткуллину, перешедшему из другой мечети, помогал с 1880 г. его сын Мухамят Закер Ярмухаметов. «Это был человек поведения безукоризненного», которого, как говорили члены уммы, «мы за его достоинства уважаем и обязуемся доставлять вспомоществование, какое полагается нашим магометанским законом». Во второй соборной мечети оставался имамом Рязан Салимжафяров, которого сменил впоследствии Шакер Юнисов, а в третьей отправляли требы мугаллим и имам — хатыб Летфулла Юнисов и мугаллим и имам Юсип Юнисов (оба утверждены в должности в 1915 г.). В прошении крестьян на утверждение в должностях братьев Юнисовых подчеркивалось, что «оба они поведения и нравственных качеств хороших, в политической неблагонадежности не замечены». С 1916 года в должности имама четвертой соборной мечети (вместо отца) был Малек Идрисов.
В этот же период приход пятой соборной мечети возглавлял Жамалетдин Хайретдинов. А имамом шестой соборной являлся Фазымжан Мухарямов.
Количество прихожан распределялось по махалля следующим образом: первый — 1429 мужчин; второй — 430; третий — 580; четвертый — 424; пятый — 330; шестой — 213; седьмой — не менее 200 мужчин.
На рубеже веков Татарское Маклаково представляло собой крупное динамично развивающееся село. Жители его занимались земледелием, обрабатывая к 20-м гг. до 2990 десятин земли . К концу 20-х гг. количество мельниц в селении дошло до 16: 14 ветряных и две паровых . Их начали ставить еще в первые годы столетия. Так две жительницы Татарского Маклаково Жина Изамидинова и Сабера Мухетдинова построили мельницу размером более 8 сажен в длину.
Мусульмане продолжают содержать семь храмов, периодически подновляя приходящие в негодность деревянные постройки. Так, в 1906 г. была отстроена третья соборная мечеть (снаружи ее обшили тёсом) . Такое число мечетей сохранялось до конца 20-х гг. По-прежнему функционировали исламские учебные заведения, в которых обучалось более 600 детей. Учебным процессом руководили девять учителей.
Закрытие мечетей в селе начинается в 1929 г. Еще в середине 20-х гг. были описаны здания мечетей. Средняя стоимость определялась в пределах 2000 рублей. К этому времени (данные на 1927 г.) обязанности мулл исполняли: Мустафа Абызов, Салих Закеров (первая мечеть), Мустафа Ильясов (вторая мечеть), Камалетдин Юнисов (третья мечеть), Абдулла Идрисов и Малек Идрисов (четвертая), Желенитдин Ха-рутдинов (Жамалетдин Хайретдинов) (пятая мечеть), Разулижан Мухудря-нов (Шазымжан Мухарямов) (шестая), Аетфулла Юнисов (седьмая мечеть). В 1929 г. были закрыты три мечети, о чем, якобы, ходатайствовали сами мусульмане. Одна мечеть была переоборудована под школу, вторая — под медицинский пункт, а третья — под клуб. В течение недолгого времени верующие имели возможность молиться в оставшихся четырех мечетях, но уже в 1934 г. было закрыто еще две мечети. И президиум Спасского райисполкома вынес решение две (шестую и седьмую) «снести с последующим использованием материала на строительство школьных учреждении».
К 1935 г. относится ликвидация еще одной мечети села (первой соборной).
Пятая соборная мечеть была закрыта в 1938 г. — под «красный уголок». На общем собрании селян (20 января 1938 г.) муллу мечети обвинили в «диверсионной деятельности». Мотив закрытия — «ликвидировать последнее контрреволюционное гнездо».
Перед ликвидацией мечеть была описана властями следующим образом: бревенчатое здание, ветхое, длиной 13 м, шириной 7 м. Общую стоимость имущества в ней оценили в 3540 рублей.
К моменту современной регистрации в июне 1990 г. не сохранилось ни одной из семи мечетей. Жители села молились в частных домах. Муллы Млкжов (1893 г. р.), Рязанов (1886 г. р.) и С. Абызов (1897 г. р.) руководили общиной.
В настоящее время действуют две мечети. Имамы: Топтыгин Хасян Жаббарович (1931 г. р.) (его отец — Жаббар Топтыгин в 30-е гг. входил в «церковный совет пятой мечети», являясь уважаемым и состоятельным человеком) и Фатехов Хайдар Алиевич (1970 г. р., местный).
Использованная литература:
История исламских общин Нижегородской области
Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н.
Нижний Новгород, 1998
24 августа 2011 17:38
ОЙ, как приятно оказаться снова на вашем сайте, maklakovo.eto-ya.com, в очередной раз хочется вам пожелать удачного развития и воплощения всех идей!
1 марта 2013 1:34
Здравствуйте.По рассказам моего отца Сихамова Вафа Хастьяновича(1942 г.р.) все мои предки родом с Тат.Маклакова.Его мама Бедияльжамель была дочкой муллы…Может вам что то известно из архива села про этот факт.С уважением Евгений.